Храм христа спасителя презентация к уроку на тему. Презентация на тему "храм христа спасителя"

Слайд 2

25 декабря 1812 года российский император Александр I издал манифест, по которому в Москве предполагалось возвести храм в честь победы России над армией Наполеона. Новый храм должен был стать олицетворением подвига русского народа и ознаменованием "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели".

Слайд 3

Автором первого проекта храма был архитектор Александр Витберг. Согласно его плану, местом возведения храма Христа Спасителя должны были стать Воробьевы горы, а сам собор должен был состоять из трех частей, связанных между собой и символизировавших Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижнем храме предполагалось похоронить останки павших в боях во время Отечественной войны 1812 года.

Слайд 4

Храм был торжественно заложен в 1817 году, однако планам Витберга не суждено было воплотиться в жизнь: горы начали оседать под тяжестью возводимого сооружения, а Николай I, сменивший Александра I на российском престоле, и вовсе нашел проект Витберга неудачным и неосуществимым. Вместо него в 1832 году архитектором храма Воскресения Христова был назначен Константин Тон.

Слайд 5

Храм решено было возвести на месте бывшего Алексеевского женского монастыря. В связи с этим долгое время существовала легенда, согласно которой одна из монахинь, возмущенная переносом монастыря, в сердцах прокляла место возведения храма и предрекла, что ни одно сооружение не простоит на этом месте более 50 лет. Как бы то ни было, место строительства было выбрано как нельзя более удачно: храм был виден с любой точки Москвы, а соседство с Кремлем подчеркивало глубокую связь нового храма Христа Спасителя с русской историей и культурой.

Слайд 6

На строительство и внутреннюю отделку храма Христа Спасителя ушло почти 40 лет: он возводился с 1839 по 1883 год. 26 мая 1883 года храм был торжественно освящен в присутствии Александра III и императорской семьи. В плане собор представлял собой равноконечный крест.

Слайд 7

Внешняя часть была оформлена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери - всего двенадцать - были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф. П. Толстого. Современников восхищали размеры храма: он мог вместить до 10 000 человек. Богатое внутреннее убранство храма Христа Спасителя состояло из росписей и украшений из камней - лабрадора, шошкинского порфира и итальянского мрамора. Над украшением храма работали прославленные русские живописцы - В. Верещагин, В. Суриков, И. Крамской.

Слайд 8

По периметру здание опоясывала галерея, которая стала первым музеем войны 1812 года. На стены галереи были вмонтированы мраморные доски, на которых в хронологическом порядке перечислялись все сражения русской армии, назывались имена военачальников, отличившихся офицеров и солдат.

Слайд 9

Первый храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет, в связи с чем многие вспоминали о легенде про проклятие монахини. Величественный храм вызывал раздражение Советского правительства: он никак не вписывался в новую государственную идеологию и повсеместное насаждение атеизма. По распоряжению Иосифа Сталина храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года.

Слайд 10

Слайд 11

На месте храма предполагалось построить Дворец Советов - гигантскую башню, увенчанную статуей В. И. Ленина. Однако планы по возведению здания были нарушены Второй мировой войной. В 1958-1960-х годах котлован, вырытый под фундамент Дворца, был использован для строительства открытого плавательного бассейна "Москва". Бассейн "Москва" просуществовал 30 лет.

Слайд 12

В конце 1980-х годов появилось общественное движение за возрождение храма Христа Спасителя, а в июле 1992 года Президент России Б. Н. Ельцин издал указ о создании Фонда возрождения Москвы. В перечне объектов, которые требовалось восстановить, на первом месте стоял Храм Христа Спасителя. Благодаря невероятно стремительным темпам ведения строительных работ уже в 2000 году полностью воссозданный храм был освящен.

Посмотреть все слайды


Кафедра́льный Собо́рный храм Христа́ Спаси́теля (собор Рождества́ Христо́ва) кафедральный собор русской православной церкви недалеко от Кремля на левом берегу реки Москвы, на месте, именовавшемся ранее Чертольем. Существующее сооружение осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах. Храм Христа Спасителя




5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в годах. Храм Христа Спасителя


Архитектура и убранство храма Храм крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор. Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около м², из которых около 9000 м² позолочены.






Исторический очерк Идея построения храмов-памятников восходит к древнерусской традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками Мамая. В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены храм Всех святых, собор Покрова на рву (более известный под именемВасилия Блаженного), и собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади.






Первый проект: Карл Витберг В 1814 году проект был уточнён: решено было в течение 1012 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя. В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как А. Н. Воронихин, Д. Кваренги, В. П. Стасов и др.


Первый проект: Карл Витберг Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина. Проект, по отзывам современников, был действительно исключительно красив. По сравнению с нынешним храм Витберга был втрое больше, включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам. Во имя утверждения проекта Витберг крестился в Православие. Разместить сооружение было решено на Воробьевых горах. Средства на строительство выделили огромные: 16 миллионов рублей от казны и немалые народные пожертвования.


12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии царя Александра I был заложен на Воробьёвых горах первый храм по проекту Витберга. Стройка вначале шла энергично (в ней участвовали подмосковных крепостных), но вскоре темпы резко снизились. За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже нулевой цикл. Деньги уходили неизвестно куда (позднее комиссия насчитала растрат без малого на миллион рублей). Первый проект: Карл Витберг Закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах.


По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы; Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. В 1835 году«за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку(где в частности познакомился с Герценом, посвятившим ему главу в «Былом и духом»); всё его имущество было конфисковано. Многие историки считают Витберга честным человеком, виновным лишь в неосмотрительности. Ссылка его продолжалась недолго, впоследствии Витберг участвовал в постройке православных соборов в Перми и Тифлисе. Первый проект: Карл Витберг


Второй проект: Константин Тон Нового конкурса не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I; бывшие там постройки были куплены и снесены. Был снесён и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века(переведён в Красное село). Московская молва сохранила предание, что игуменья Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго.


Второй проект: Константин Тон Второй храм, в отличие от первого, строился практически полностью за казённый счёт. Художник В. В. Верещагин считал, что выполненный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект собора «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-махала в городе Агра».


Разрушение 13 июля 1931 года состоялось заседание ВЦИК СССР под председательством М. И. Калинина. На этом заседании было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади». Это решение было ранее подготовлено на заседании Политбюро ВКП(б) 2 июня 1931 года, посвящённом проекту реконструкции Москвы. Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.


Разрушение Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем. В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года.


Воссоздание В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. 5 декабря 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1990 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство. Проект нового храма выполнен архитекторами М. М. Посохиным, А. М. Денисовым и другими.


Воссоздание Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные, а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Стоит отметить, что эти изменения, внесенные в исторический проект, повлекли за собой смену цветовой гаммы фасада с теплой на более холодную. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом была размещена двухуровневая подземная парковка на 305 машиномест с автомойкой. Руководителем Координационной группы специалистов по художественному убранству комплекса был священник Леонид Калинин.


Освящение храма 19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев, присутствовавшими на Архиерейском Соборе Русской Церкви; на следующий день в храме состоялась канонизация царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских. В 2010 году скульптурные медальоны в тимпанах кокошников были заменены на бронзовые. Протодиакон храма Александр Агейкин напомнил, что находившиеся на храме медальоны были пластиковые и были подняты временно для великого освящения в 2000 году.


Решение поднять на воссозданный храм бронзовые медальоны было принято ещё в 1995 году на заседании искусствоведческой комиссии по художественному убранству храма Христа Спасителя. «Было принято решение в существующей экологии поставить бронзовые медальоны, так как белокаменные не смогут устоять. Только в этом будет заключаться отличие нынешнего храма от разрушенного», сообщил протодиакон. Деньги на этот этап реставрации нашлись только сейчас, благодаря инвестициям фонда храма и правительства Москвы. Однако, бронзовые медальоны вместо белокаменных резных в сочетании с бронзовыми горельефами вместо мраморных совершенно противоречат историческому проекту К. А. Тона. Такие вроде бы незначительные изменения в совокупности вызвали потерю еле-еле уловимого шарма старого храма. Нынешняя реконструкция - пример безликого здания, в котором отсутствует идейная нить.. Нынешняя реконструкция



Современный статус Земля и здания комплекса Храма Христа Спасителя принадлежат городу Москве. Оперативное управление комплексом осуществляет фонд Храма Христа Спасителя, который сдаёт часть помещений в аренду сторонним организациям, а также проводит мероприятия, не связанные с деятельностью Русской Православной Церкви. В храме действует музей, принадлежащий Музею истории города Москвы. 14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви; был создан Совет попечителей храма Христа Спасителя. В церковно-административном отношении Храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси; повседневные обязанности настоятеля исполняет ключарь протоиерей Михаил Рязанцев.

Классный час по теме: «Храм Христа Спасителя» Классный час выполнила и провела учитель русского языка и литературы МОКУ ООШ №13 д.Мухино Маркевичус Людмила Фёдоровна Информационно-познавательный классный час в форме виртуальной экскурсии в храм Христа Спасителя Владимир Солоухин Взрыв храма Христа Спасителя явился апогеем и символом разрушения и русского народа, точно так же его возрождение на старом месте явится возрождением, воскресением России. Храм Христа Спасителя был построен по проекту архитектора Константина Тона в благодарность за спасение России от наполеоновского нашествия. Над росписью стен работали знаменитые живописцы: Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин и другие известные художники. Разрушение храма Многие годы после взрыва на месте величественного храма зияла чудовищная яма. Потом ее залили водой, и появился бассейн «Москва» как памятник поруганию и забвению отечественной славы и культуры. Тогда в Москве и появилась поговорка: «Сперва был храм, потом - хлам, а теперь - срам». И все же уничтоженный в 1931 г. храм продолжал жить - в фотографиях, картинах, книгах, в сердцах православный русских людей. Разрушение храма Христа Спасителя многие русские люди восприняли как личную трагедию. Для них это было символом разрушения и погибели России. Об этом говорится и в сти-хотворении, которое написал Николай Арнольд, потомок писате-ля Сергея Аксакова. Он прожил долгую жизнь, скончался в Москве в 1969 г. и не увидел возрожденного храма... Бассейн «Москва» как памятник поруганию и забвению отечественной славы и культуры В 2000 г. состоялось освящение храма. На следующий день в храме состоялась торжест-венная канонизация Царской семьи. История храма Христа Спасителя протянулась на несколько столетий, в ней переплелись судьбы царей, православных священнослужителей, простых людей, жертвовавших на строительство святыни. И вот вознесся из небытия Великий Храм - главный храм русской православной церкви, храм-памятник, храм- мученик - храм Христа Спасителя. Старинная открытка Памятник АлександруIII у Храма Христа Спасителя Внутренняя отделка Храма Храм Христа Спасителя Как дерево не может жить без корней, так и народ не может существовать без своих истоков. Памят-ники истории и культуры - это то, что связывает нас с прошлым. Со-храняя, восстанавливая памятники, мы сохраняем и восстанавливаем прерванную связь поколений. Восстанавливаем свое национальное достоинство. Вот что сказал об этом русский писатель Владимир Со-лоухин: «Взрыв храма Христа Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа, точно так же его возрождение на старом месте явится возрождением, воскресением России». Литература

  • Бусева-Давыдова И.Л., Нащокина М.В.,
  • Астафьева-Длугач М.И. Москва. Архитектурный путеводитель. М., 2001.
  • 3. Ресурсы сети интернет

Слайд 1

История Храма Христа Спасителя в Москве

Г.И. Непершина, МОУ СОШ № 15 г. Балашова Саратовской области

Слайд 2

Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова)

«…в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели» ИЗ ВЫСОЧАЙШЕГО МАНИФЕСТА О ПОСТРОЕНИИ В МОСКВЕ ЦЕРКВИ ВО ИМЯ СПАСИТЕЛЯ ХРИСТА 25 ДЕКАБРЯ 1812 ГОДА

Слайд 3

Исторический очерк

Идея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами.

Слайд 4

София Киевская

Ярослав Владимирович (или Яросла́в Му́дрый ок. 978 - 1054) - Ростовский князь (987-1010), Новгородский князь (1010-1034), великий князь Киевский (1016-1018, 1019-1054).

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I в честь победы российского воинства подписал Манифест о построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя.

Слайд 11

Идея строительства храма-памятника принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину и была передана Александру I через адмирала Александра Семеновича Шишкова.

Александр Семёнович Шишков (1754 - 1841) - русский писатель, военный и государственный деятель. Государственный секретарь и министр народного просвещения. Один из ведущих российских идеологов времён Отечественной войны 1812 года, известный консерватор, инициатор издания охранительного цензурного устава 1826 года. Президент Российской академии, филолог и литературовед. Адмирал.

Слайд 12

На создание храма-памятника было проведено два конкурса.

В первом конкурсе принимали участие выдающиеся русские архитекторы: Д. Кваренги, А. Воронихин, А. Мельников, А. Витберг, В. Стасов. Во втором - К. Тон, Ф. Шестаков, А. Татищев, А. Кутепов, И. Таманский и многие другие известные архитекторы той эпохи.

Слайд 13

Участники первого конкурса

Джакомо Антонио Доменико Кваренги (итал. 1744, Бергамо - 1817, Санкт-Петербург) - известный архитектор и живописец, один из ярких представителей классицизма в русской архитектуре.

Английский парк - первый пейзажный парк в Петергофе. Основан при Екатерине II.

Здание Петербургской академии наук на Васильевском острове

Слайд 14

Архитектура Кваренги

Александровский дворец - дворец в городе Пушкине, в Царском селе.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери

Смольный институт

Слайд 15

Андрей Никифорович Воронихин (1759 - 1814) - русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.

Собор Казанской иконы Божией Матери Казанский собор

Слайд 16

Архитектура Воронихина

Санкт-Петербургский государственный горный университет

Павловский дворец

Дворец графа А.С. Строганова

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Архитектура Мельникова

Собор Казанского монастыря, Ярославль

Единоверческая церковь

Слайд 20

Александр Лаврентьевич Витберг (1787- 1855) - российский художник и архитектор шведского происхождения, автор проекта храма Христа Спасителя в Москве (не завершен), Александро-Невского собора в Вятке. Академик Академии художеств. Член петербургской масонской ложи «Умирающий сфинкс». Близкий друг русского философа и революционера Александра Герцена. Крестник императора Александра I.

Слайд 21

Василий Петрович Стасов (1769 - 1848) - русский архитектор.

Спасо-Преображенский собор Собор Преображения Господня всей гвардии

Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, Троице –Измайловский собор

Слайд 22

Участники второго конкурса

Константин Андреевич Тон (1794 - 1881) - русский архитектор немецкого происхождения. Автор многочисленных архитектурных проектов во многих городах России, придворный архитектор Николая I, ректор Императорской Академии художеств.

Фёдор Михайлович Шестаков (1787-18 августа 1836) - российский архитектор, мастер московского ампира.

Нет прижизненного портрета

Никольский Собор

Слайд 23

Проект Витберга

На первый конкурс было представлено 20 вариантов проекта Храма. Император утвердил проект, представленный А.Л. Витбергом, художником (даже не архитектором), масоном и притом лютеранином. Проект, по отзывам современников, был действительно исключительно красив. По сравнению с нынешним храм Витберга был втрое больше, включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам. Во имя утверждения проекта Витберг крестился в православие.

Слайд 24

Закладка храма

12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами. Средства на строительство выделили огромные: 16 миллионов рублей от казны и немалые народные пожертвования.

Слайд 25

Остановка строительства

По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы; Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку.

Слайд 26

Новый проект Храма

10 апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Тону удалось гармонично соединить идею храма с его обликом и достойным местоположением. Использовав в проекте тип традиционного пятикупольного храма, восходивший к византийским образцам, архитектор дополнил его рядом элементов, которые ассоциировались только с московскими прототипами XV-XVI веков.

Слайд 27

Закладка нового Храма

Император лично избрал место для сооружения храма Христа Спасителя - на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разрушены, монастырь переведен в Сокольники. 10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового Храма. Строился новый храм на средства казны.

Алексеевский женский монастырь

Церковь Всех Святых

Слайд 28

Строительство Храма

Храм Христа Спасителя строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году - сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.

Слайд 29

К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи Храма. Над созданием храма по проекту К.А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, бароном Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В.П. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым, В.Маковским. Авторами 48 фасадных рельефов стали барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев были начертаны на 177 мраморных досках, расположенных в нижней галерее храма.

Слайд 30

Освещение Храма

Храм стал самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России - высота 103,5 м, вместимость 10 000 человек. 13 декабря 1880 года новому храму присвоено наименование Кафедрального во имя Христа Спасителя Собора, утвержден штат духовенства и причта. 26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования на престол императора Александра III. 12 июня того же года совершилось освящение придела во имя Николая Чудотворца, а 8 июля был освящен и второй придел храма - во имя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные Богослужения.

Слайд 31

Разрушение Храма

В феврале 1918 г. для предотвращения закрытия храма создано Братство Храма Христа Спасителя, фактически содержавшее храм. В 1922–1923 гг. храм был захвачен обновленцами, а в 1931 г. закрыт. Предложение воздвигнуть "новый дворец рабочих и трудящихся крестьян" на месте "дворцов банкиров, помещиков и царей" внес С.М. Киров на I-ом съезде советских депутатов, проходившем в 1922 году. А в 1924 году возникла необходимость увековечить память В.И. Ленина в связи с его смертью. Сначала обе идеи существуют порознь, и лишь на определенном этапе возникает мысль об объединении в одном грандиозном сооружении памятника вождю мирового пролетариата и Дворца Советов.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Храм Христа Спасителя

Кафедра́льный Собо́рный храм Христа́ Спаси́теля (собор Рождества Христова)

Современный вид

Основные даты: 1860 - Строительство по проекту Константина Тона 1931 - Разрушение 2000 - Воссоздание по проекту А. М. Денисова, З. К. Церетели, М.М. Посохина

Храм был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён - 26 мая 1883 го да.

Первоначально 12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии царя Александра I был заложен на Воробьёвых горах первый храм по проекту Витберга

Закладка первого храма на Воробьёвых горах

По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы.

в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона. Новое место на Чертолье (Волхонка) . Был снесён и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село). Московская молва сохранила предание, что игуменья Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго.

Алексеевский женский монастырь

Строительство храма на новом месте

Внутренний вид

Разрушение Храма Христа Спасителя

В 1930 году поэт Николай Арнольд написал о готовившемся разрушении храма: Прощай, хранитель русской славы, Великолепный храм Христа, Наш великан золотоглавый, Что над столицею блистал… …Нет ничего для нас святого! И разве это не позор, Что «шапка золота литого» Легла на плаху под топор.

5 декабря 1931 года было проведено два взрыва - после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов.

Новая жизнь Храма Христа Спасителя

В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. 5 декабря 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство.

31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для посещения; в ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая торжественная рождественская литургия.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!