"Гнев, злость, агрессия". Урок практикук по профилактике агрессивного поведения

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». Агрессия – это целенаправленное нанесение физического или психологического ущерба другому лицу. Агрессивность – способность причинить вред другому человеку.

Cлайд 4

Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику. Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику. Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.

Cлайд 5

Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает предметы, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится “грозой” всего детского коллектива. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Он ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.

Cлайд 6

Мальчики Девочки Агрессия грубая, открытая, менее управляемая Агрессия скрытая, избирательная, направленная

Cлайд 7

Столкновение с агрессивностью у родителей вызывает недоумение, растерянность. Обычно, что делают родители? Они наказывают ребёнка.

Cлайд 8

Проявление жестокости и непослушания – это не всегда наличие психических отклонений. Часто ребёнок просто не знает как себя правильно вести. Разовые вспышки могут перерасти в психическое нарушение, когда ребёнок «заражается» агрессивностью родителей.

Cлайд 9

2. Когда ребёнок живёт в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему- у него формируется ощущение враждебности окружающего мира. Проявления жестокости у детей начинаются со взаимоотношений со взрослыми.

Cлайд 10

стремление привлечь к себе внимание сверстников стремление получить желанный результат стремление быть главным защита и месть желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство отношение в семье и непоследовательность родителей

Cлайд 11

Рекомендации психолога: 1. Избегать угроз и физического наказания. 2. Наблюдайте за играми ребёнка. 3. Обсуждайте с ребёнком на какого персонажа книги или мультфильма он хочет быть похож или нет. 4. Если ребёнок рассказывает свой сон, выслушайте, так как во сне он видит то, чего ему не хватает в жизни.

Cлайд 12

7. В порыве гнева ни в коем случае не обзывайте ребёнка – он будет копировать ваше поведение и слова в общении и с людьми, и с животными. 8. Не фиксировать внимание на агрессии. 5. Приучите ребёнка рассказывать то, что его волнует, что он переживает. Пусть ребёнок привыкнет говорить о своих чувствах, о том, что нравится, а что нет. 6. Введите в свой лексикон выражения «я обидел-ся», «я рассердился», «я огорчён» и введите эти слова в активный словарный запас ребёнка.

Cлайд 13

9. Запрет и повышение голоса – неэффективные способы. 10. Принимать ребёнка таким как есть. Избегайте бесконечных нотаций, лучше подавайте пример гуманного поведения, заостряйте внимание на таких примерах в жизни, книгах, фильмах.

Агрессия

Слайдов: 13 Слов: 368 Звуков: 0 Эффектов: 0

Тема нашей встречи серьёзна и трудна. Что такое агрессия? Инструментальная агрессия проявляется для достижения определённой цели. К агрессии больше всего склонны мальчики. Агрессивность входит в мужской стереотип, культивируется в семье и в средствах массовой информации. Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом. Наказывая ребёнка, родители должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку. При подготовке к родительскому собранию было проведено анкетирование учащихся по проблеме в классе. - Агрессия.ppt

Детская агрессия

Слайдов: 10 Слов: 404 Звуков: 0 Эффектов: 46

Детская агрессия. Какого ребенка можно назвать агрессивным? Часто нападает на других детей. Перекладывают свою вину на других. В окружающих видят угрозу, обиду. Часто испытывают негативные эмоции. 1. Чтобы привлечь внимание к себе. 2. Для защиты от явной угрозы. 3. Чтобы отомстить обидчику. 4. Желание утвердить своё превосходство. 5. Стремление унизить другого ребёнка. 6. Не боятся быть наказанными. Откуда берутся маленькие агрессоры? Черты личности наследуются от родителей и далёких предков. Влияние окружающего мира (семья, друзья, телевизор, компьютер). Не вполне подходящие условия воспитания. - Детская агрессия.ppt

Речевая агрессия

Слайдов: 16 Слов: 1503 Звуков: 0 Эффектов: 76

Презентация Тема: Речевая агрессия в современной логосфере. Оглавление. Понятие речевой агрессии. Отношение общества к речевой агрессии. Ситуация речевой агрессии. Важнейшие формы речевой агрессии. Культуроспецифичность проявлений речевой агрессии. Сферы бытования речевой агрессии. Заключение. - Речевая агрессия.pps

Агрессивный ребёнок

Слайдов: 43 Слов: 2012 Звуков: 0 Эффектов: 0

Агрессивный ребенок. Семейные причины. Враждебность со стороны родителей. Разрушение эмоциональных связей в семье. Неуважение к личности ребенка. Чрезмерный контроль. Жестокий характер матери. Запрет на физическую активность. Отказ в праве на личную свободу. Личные причины. Неуверенность в собственной безопасности. Личный отрицательный опыт. Эмоциональная нестабильность. Недовольство собой. Повышенная раздражительность. Чувство вины. Ситуативные причины. Влияние продуктов питания. Влияние шума. Тип темперамента. Социально-биологические причины. Физическая агрессия. Косвенная агрессия. - Агрессивный ребёнок.ppt

Агрессивное поведение

Слайдов: 32 Слов: 1712 Звуков: 0 Эффектов: 0

Агрессия и агрессивность. Агрессивное поведение ребенка. Анкета «Признаки агрессивности». Легко ссорится, вступает в драку 11. Старается общаться с младшими и физически более слабыми 12. Особенности личностных характеристик агрессивных детей. Односторонняя самооценка (максимально положительная или максимально отрицательная) 11. Повышенная тревожность 12. Страх перед широкими социальными контактами 13. Эгоцентризм 14. Неумение находить выход из трудных ситуаций 15. Преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Агрессивные действия выступают в качестве: - Агрессивное поведение.ppt

Детская агрессивность

Слайдов: 7 Слов: 225 Звуков: 0 Эффектов: 5

Вопросы для обсуждения: Причины проявления жестокости и агрессивности детей. Роль семьи в проявлении детской агрессивности. Пути преодоления агрессивности ребенка. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. Способы борьбы с гневом: Памятка и рекомендации по вопросам воспитания: Учитесь слушать и слышать своего ребенка. Предъявляйте разумные требования к ребёнку, и будете иметь послушание, повиновение и исполнительность. Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребёнка. - Детская агрессивность.ppt

Подростковая агрессия

Слайдов: 10 Слов: 1104 Звуков: 0 Эффектов: 0

Подростковая агрессия. Агрессивное поведение. Особенности. Дети. Высокий уровень личной тревожности. Составляющие. Эмоциональные привязанности. Агрессивность ребенка. Напряжение в общении с подростком. Основные методы. - Подростковая агрессия.ppt

Детская агрессия и агрессивность

Слайдов: 32 Слов: 814 Звуков: 0 Эффектов: 1

Детская агрессия. Агрессия. Агрессивность. Агрессивное поведение. Причины агрессии. Виды агрессии. Словесная (вербальная) агрессия. Косвенная агрессия. Неприятие детей родителями. Враждебность со стороны родителей. Разрушение эмоциональных связей. Неуважение к личности ребенка. Чрезмерный контроль. Запрет на физическую активность. Отказ в праве на личную свободу. Ожидание опасности. Неуверенность в собственной безопасности. Недостаток внимания. Эмоциональная нестабильность. Недовольство собой. Повышенная раздражительность. Чувство вины. Плохое самочувствие. Влияние продуктов питания. - Детская агрессия и агрессивность.ppt

Агрессивное поведение подростков

Слайдов: 13 Слов: 422 Звуков: 0 Эффектов: 17

Агрессивное поведение подростков. Границы поведения. Профилактическая работа. Ребенок. Нарушение дисциплины в школе. Как наказывают учителя. За что ругают дома. Как наказывают родители. Наказание. Физическое насилие. Психологическое давление. Памятка родителям. - Агрессивное поведение подростков.pptx

Профилактика агрессии

Слайдов: 24 Слов: 429 Звуков: 0 Эффектов: 4

Человек среди людей, или общество, в котором мы живем. Три несчастия человека. Старость - неотвратима. Смерть - неумолима. От плохих детей дом можно уберечь как от огня. Подросток успевает посмотреть сто тысяч сцен насилия. Единственное радикальное средство против экстремизма и жестокости. Гуманизм, человечность. Цель гуманизма. Воспитание людей, приобщенных к высотам человеческой культуры. Главный метод воспитания. Когда воздействует слово. Книга – это тоже слово. Воспитательная задача исключительной важности. В.Сухомлинский как руководитель детского чтения. Толерантность. -

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

АГРЕССИЯ ВИДЫ. ФОРМЫ. ПРИЧИНЫ. Составила: Педагог-психолог ГКУ СО «ЦП ДОПР «Созвездие» (коррекционный)» Руслана Викторовна Бусел Составила: Педагог-психолог ГКУ СО «ЦП ДОПР «Созвездие» (коррекционный)» Руслана Викторовна Бусел

Американские психологи А. Басс и А. Дарки выделили пять видов агрессии:

Вербальные агрессивные реакции А. Басс разделил на три типа: - отвержение – вербальная агрессивная реакция типа «иди прочь», «убирайся» и т.п.; - враждебные замечания типа «твое присутствие раздражает меня», «не выношу тебя» и т.п.; -критицизм, он может быть направлен не непосредственно против личности, а против принадлежащих личности предметов, одежды, выполняемой работы и т.п.

Агрессия принимает самые разнообразные формы. По формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий: негативные – позитивные (деструктивные – конструктивные); явные и латентные (внешне наблюдаемая агрессия – скрытая агрессия); вербальные – физические (словесное нападение – физическое нападение); прямые – косвенные (непосредственно направленные на объект – смещенные на другие объекты); враждебные – инструментальные (с целью причинения вреда/ боли другому человеку – с иными целями); эго- синтонные (принимаемые личностью) – эго- дистонные (чуждые для «Я», осуждаемые самой личностью).

Наиболее привычными, явными выражениями агрессивности, считаются: - злословие, -повышение тона и громкости голоса, -аффектация (бурное проявление негативных эмоций), -принуждение, -негативное оценивание, -оскорбление, -угрозы, -использование физической силы (кусание, царапание, удары), -применение оружия. Скрытые формы агрессивности выражаются в - уходе от контактов, -бездействии с целью навредить кому-то, -причинении вреда себе и самоубийстве.

Агрессия может быть направлена: на окружающих людей (на врачей, педагогов, сверстников и т.д.); только на близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку); на животных (птиц, кошек, насекомых); на себя (свое тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей, отказа от еды); на внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества и т.п.); на символические и фантазийные (в форме серийных агрессивных рисунков, коллекционирования оружия, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания).

Агрессивность конкретной личности может дифференцироваться: 1. По степени личностной вовлеченности: ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию); агрессивное состояние (в структуре посттравматического расстройства, на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации); 2. По степени активности: пассивная агрессивность (в форме бездействия или отказа от чего-либо); активная агрессивность (в форме разрушительных или насильственных действий). 3. По эффективности: конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации, успеху и совпадению со стрессовыми ситуациями); деструктивность агрессивности (наносящей ощутимый ущерб самой личности или окружающим ее людям). 4. По выраженности психопатологической составляющей: нормальное агрессивное состояния; агрессивность в рамках патологических реакций; агрессивность в рамках личностных расстройств (например, нарциссического или пограничного расстройств личности); агрессивность в рамках психических заболеваний и психопатологических синдромов: эксплозивный, психоорганический, дементный, сумеречное расстройство сознания и др.

Выделяют основные факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения: а) стиль воспитания (гипер – и гипоопека); б) проявления агрессии в семье; в) повсеместная демонстрация сцен насилия; г) нестабильная социально-экономическая обстановка; д) индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.); е) социально-культурный статус окружения.

Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессии ребенка играет среда и воспитание. Играет роль и характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия. Если значимые близкие ребёнка ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, часто проявляют негативизм в присутствии ребёнка, то наверняка у ребёнка, а в дальнейшем и у взрослого человека эти проявления станут постоянной чертой характера.

Для тёплых слов не нужен повод, И ждать не нужно много лет. Дарите их в жару и в холод, С утра под вечер и в обед! БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!


Агрессия. Агрессивный ребенок. Агрессивность. Агрессивные дети. Агрессия подростков. Агрессивность детей. Агрессия детей. Агрессия у детей. Агрессия в отношениях. Детская агрессия. Особенности агрессии. Агрессия у младших школьников. Причины и последствия детской агрессии. Как не стать жертвой агрессии. Детская агрессивность и её причины.

Агрессивные дети: причины и последствия детской агрессии. Профилактика детской агрессивности. Класс без агрессии. Детская жестокость и агрессия, их профилактика. Агрессия детей: её причины и предупреждение. Агрессия в естественных условиях. Типы агрессии у детей и способы построения отношений. Детская агрессия: причины, способы проявления, профилактика.

Агрессия и насилие в мире взрослых и детей. Способы преодоления агрессии у младших школьников. Психологическое айкидо или управление чужой агрессией. Подростковая жестокость, агрессия: конфликты между группой и личностью. Переживание, агрессия, отвержение. Мой особенный ребенок Детская агрессивность. Способы предупреждения агрессии в работе с подростками.

Социальные и клинические факторы агрессивного поведения женщин-жертв внутрисемейного насилия. Формирование навыков альтернативы агрессии как одной из социальных компетенций методом проектов. Сущность и виды информационного воздействия: информационная пропаганда, информационная агрессия, информационная война.

Агрессия. Причины и последствия. Коррекция конфликтности помощью игр.

Разделы: Школьная психологическая служба

Цель: Расширение знаний о чувствах и эмоциях: гнев, злость, агрессия. Формирования умения выражать чувства в социально приемлемых способах.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, бланк, ручка.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

«Жили-были старик со старухой. Не проходило и дня, чтобы они не ругались. И хотя оба устали от ссор, остановиться никак не могли. Однажды зашла к ним в дом ворожея и подарила им ведро заговоренной воды: «Если опять на ругань потянет, набери полный рот этой воды, и ссора пройдет». Только она за дверь, как старуха начала старика ругать, а он набрал в рот воды и молчит. Что же теперь, старухе одной воздух сотрясать? -для ссоры нужны двое! Так они и отвыкли от брани».

Презентация
1 слайд

Тема нашего урока «Гнев, злость, агрессия»

Вспышки гнева и злости – это защитная реакция организма. Таким образом мы избавляемся от переполняющих нас эмоций и переживаний. Сила, направленность и продолжительность агрессивных проявлений зависит от целого спектра психологических, биологических и социальных факторов. Давайте разберемся вместе.
(Обсуждение).

3 слайд

Не без известной доли агрессивности людям не обойтись. Мягкотелость и попустительство, укрепленные не в силе но в слабости, могут принести не меньше вреда. Когда нужно отстоять спортивную честь страны на международных соревнованиях, когда необходимо спасти своих близких от нападения уличных хулиганов, наконец, когда приходится с оружием в руках защищать свою Родину - тут без высокого уровня управляемой агрессивности не обойтись. Энергии агрессии питают смелость и отвагу, дерзость и самоотверженность, способность идти на риск и проявляемую в экстремальных условиях находчивость.
Посмотрите пожалуйста на представленный вам бланк и поставьте «+» если вы согласны с утверждением, «-» если не согласны.
(Обсуждение).

В наше сумбурное и взбалмошное время мало кто оказывается в состоянии реально управлять собственной агрессивностью.
Психология агрессии заключает в себе золотое правило, которое необходимо помнить – гневные эмоции – это нормальная реакция личности, но их необходимо строго контролировать.

Контроль своих эмоций, особенно негативных, - это залог здорового общения с окружающими.

Работа с анкетой.
Обсуждение в парах.
Записываем на доске ответы на вопрос: «Что вы делаете, когда злитесь?».
Определяем какие из этих реакций здоровые, а какие – нездоровые и почему?
Обсуждение.

Ни для кого не секрет, что наш мир полон агрессии, гнева, обид. Первая реакция людей попавших под шквал унижения и оскорблений – это защита. Но все защищают себя по-разному. Давайте разберемся, как это можно сделать правильным путем.

Пошаговая инструкция:
1 шаг - Не дайте волю своим чувствам.
Самое время напомнить себе, что использовать те же методы (оскорблять и унижать в ответ) – это значит проявить слабость, принять поражение, утратить чувство собственного достоинства.
Самая лучшая реакция, сказать человеку в ответ, что в таком тоне, вы общаться не намерены. Отстранитесь от него, займитесь своими текущими делами.

2 шаг - Предпринять конструктивные меры. В спокойной обстановке решите для себя, что вы будете делать дальше:
- простите этого человека, и все будет, как прежде (т.е. произошедший инцидент не повлияет на ваши отношения),
- простите человека, но постараетесь держаться от него подальше (измените отношение к человеку после произошедшего).
Что из вышеперечисленного является правильным для вас, зависит от степени близости и качества отношений между вами и обидчиком.

10 слайд

3 шаг - «Шаг на встречу, не жди когда всё разрешиться само собой»
Воздерживаясь от упреков начните разговор с чего-нибудь позитивного.
Не забудь про невербальные средства общения – язык телодвижений, зрительный контакт.

11 слайд

4 шаг - Замени «ты»-обращения на «я»-обращения
«Я уверен(а), ты не понял(а) ...», - гораздо более результативное начало, чем фразы типа: «Ты не понимаешь…!».
Начни трудный для тебя разговор таким образом: «Мне очень не нравится эта ситуация, но я бы непременно хотел(а) все это с тобой обсудить прямо сейчас».

12 слайд

5 шаг - Помните, что не заслуженные обвинения и оскорбления сыпятся на вас, не как на личность, а как на объект разрядки. Не испытывайте чувство вины, работайте над собственной самооценкой, и не принимайте всё близко к сердцу.

Если Вы ещё не готовы поговорить с другом непосредственно, если Вы немного стеснены, огорчены или злитесь, попробуйте написать письмо. В письме Вы сможете четко объяснить, что чувствуете. Вы можете спокойно потратить время на то, чтобы высказать своё мнение без лишних эмоций, как это было бы при личной встрече. Это даст человеку время подумать, прежде чем дать ответ.

14 слайд
Техники снятия агрессии, гнева и злости.

15 слайд

Упражнение «Улыбка Будды»
Техника, позаимствованная из даосского учения Шоу-Дао, позволит Вам легко приходить в состояние душевного равновесия, Успокойтесь и постарайтесь ни о чем не думать. Полностью расслабьте мышцы лица и представьте, как они наливаются тяжестью и теплом, а затем, потеряв упругость, как бы «стекают» вниз в приятной истоме. Сосредоточьтесь на уголках Ваших губ. Не прилагайте мышечных усилий. Вы почувствуете, как Ваши губы сами растягиваются в едва уловимую улыбку, а во всем теле появиться ощущение зарождающейся радости. Старайтесь выполнять это упражнение каждый день, пока состояние «улыбки Будды» не будет для Вас привычным.
Упражнение «Шаг вперед - зверь, шаг назад – человек»
Делаем сидя за партами, выставляем правую ногу веред (шаг вперед), вызывая в себе дикую ярость, ощутите готовность крушить все на своем пути. Затем возвращаем ногу (шаг назад) и выполняем «улыбку Будды» возвращаясь к состоянию абсолютного спокойствия. Делая шаг вперед, перевоплощаясь в разъяренного зверя подкрепляйте свою ярость рыками, можно сжимать челюсть, кулаки. При шаге назад очень важно поймать момент расслабления, уделяя внимание мышцам.
Это упражнение требует больших эмоциональных затрат. Выполняя регулярно, Вы увидите, что Ваши шаги будут все быстрее, и Вы научитесь легко переходить от ярости к полному спокойствию.

16 слайд

Вывод:
Понятно, что психологическим видением агрессии должен обладать каждый из нас как ради управления самим собой, так и ради более полного понимания поведения окружающих.
Мы убеждены в том, что всем без исключения было полезно познакомиться с материалами, представленными на нашем уроке, не только ради удовлетворения чисто теоретического интереса, но, прежде всего, ради понимания способов практического управления агрессивностью.

Ответьте пожалуйста на вопросы:
Что полезного ты сегодня узнал?
Что из урока ты будешь применять в жизни?
О чём бы ты хотел узнать на наших уроках?

Литература:
Бэрон Р., Ричардсон Д. Арессия – СПб.: Изд. «Питер»,1999.
Дудко Н.Н. К проблеме агрессивности. СПб., 1998.
Малкина –Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.