Проектная работа слова паразиты. Слова-паразиты в речи

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 г. НИЖНИЙ ЛОМОВ

Исследовательский проект

учеников 5-6 классов моей школы

ученицы 6 «В» класса

Паутова Марина ,

Петрушина Елизавета

Научный руководитель :

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 2 г. Нижний Ломов

Немова Светлана Николаевна

г. Нижний Ломов, 2014

Оглавление

    Введение …………………………………………...………………… стр. 3

    Основное содержание исследования

Глава 2. Исследование речи учащихся 5 -6 классов МБОУ СОШ №2

г. Нижний Ломов

2.2. Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов………стр.17

    Заключение. Выводы. Перспективы ………...……………… стр.26

    Список использованной литературы …………………....….. стр.27

    Приложение 1. Анкеты для соцопроса...………………………... стр.28

    ВВЕДЕНИЕ

Мы нынче как бы все глупеем
Все стали как бы забывать,
Что как бы даже не умеем
Без «как бы» пару слов связать.

Добро бы было как бы в дело,
Пусть даже как бы наугад.
А то ведь как бы неумело
И чаще как бы невпопад.

Ю.Важдаев

Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. Одной из важнейших проблем современного общества является низкая культура речи . Н а уроках в школе нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя правила употребления лексики русского языка. Но речь наша зачастую маловыразительна, засорена. А в общении со сверстниками мы сознательно используем другой язык, свободный от норм. Почему это происходит? От чего зависит? Мы решили заняться исследованием лингвистических явлений, влияющих на культуру речи.

Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова.

Какие сорные слова встречаются в речи учащихся нашей школы и о чём они могут рассказать? Как бороться с активным употреблением нашими сверстниками таких словечек? Как беречь чистоту своей речи? Как сделать речь выразительной, образной? В своём проекте мы попытались ответить на эти вопросы.

Объект исследования : речь учащихся 5-6 классов МБОУ СОШ № 2 г Нижний Ломов Пензенской области.

    выяснить, насколько речь наших одноклассников соответствует нормам литературного языка;

    определить, какие мероприятия помогут повысить культуру речи;

Методы исследования: изучение литературы по теме, наблюдение, сравнение, обобщение, устный опрос, анкетирование, анализ результатов анкетирования.

В ходе работы над этой темой мы обращались к специальной литературе, посвящённой культуре речи, к Интернет-материалам; наблюдали за речью учащихся 5-6 классов нашей школы; проводили анкетирование, анализировали полученные результаты.

Структура проекта определилась логикой исследования и достижения поставленной цели.

Данная работа может иметь практическую значимость при организации школьного учебного курса по русскому языку и может помочь обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.

II . ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

возникновения и классификация

Вы... это самое... того...

Когда вы говорите,

То значит, это... как его...

Ну, в общем, не тяните...

Вот, между прочим, так сказать,

Что мне хотелось вам сказать.

А. Шибаев

Слово – это важнейшая нормативная единица языка, являющаяся строительным материалом для предложения (высказывания). Высказывание строится из слов, смысл высказывания - из значений этих слов. Для правильного осмысления высказывания необходимо не только знание значений всех слов (и грамматики), но и знание речевой ситуации. Согласно правилам языка, в высказывании не должно быть ни одного слова, которое бы не принимало участия в выражении смысла высказывания. Появление таких слов есть нарушение правил языка.

Слова-сорняки имеют место в спонтанной, слабо контролируемой устной речи. "...Автоматизм приводит к засорению устной речи пустыми модальными частицами", – писал В.В. Виноградов. Особенно часто слова-сорняки наблюдаются у малограмотных людей, пользующихся нелитературным просторечием. Это люди низкого образовательного и культурного уровня.

Академик Л.В. Щерба называл подобные словечки "упаковочным материалом" – люди как бы суют их между значимыми словами, чтобы не дать им разбиться друг о друга.

Примеры таких слов проиллюстрированы веселым стихотворением Эммы Мошковской:

Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак

Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.

Большинством лингвистов, в том числе Скворцовым Л.И. , считается, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок . Однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.

От употребления слов-сорняков нужно избавляться, строго контролируя свою речь и речь окружающих. О человеке их употребляющем, хочется заметить: «Сказал так много, но ничего не сказал».

Так какие же слова имеют "склонность" к тому, чтобы становиться сорняками? Какие части речи? Какие группы слов?

Наблюдения над речью школьников, взрослых носителей языка, журналистов, публицистов, персонажей художественных произведений показывают, что словами-сорняками становятся далеко не все слова. В "роли" слов-сорняков выступают слова с ослабленным лексическим значением : частицы, вводные конструкции, некоторые местоимения.

Таблица 1

Группа

Частицы

ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

Вводные единицы

конечно, наверное, вероятно, кажется, вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, так сказать, стало быть, понимаешь, собственно говоря, слушай

Местоимения, местоименные наречия

это, это самое, как его, там

Переход из одной части речи в другую

блин, черт

Когда ж мне не хватало слов,
Я добавлял то «ах», то «эх»,
И «так сказать», и «будь здоров»,
И «ну и ну», и «просто смех».

Б.Заходер

Сорняки «пристают» к человеку и очень часто повторяются им в высказываниях даже небольшого размера, что очень затрудняет понимание и негативно сказывается на имидже говорящего. Любое слово и фраза теряют смысл, если ее повторить раз 30-40. А между тем слова ни в чем не виноваты, просто они вдруг полюбились людям, повторяющим их к месту и не к месту. Кстати, по тому, какой словесный сор преобладает в речи человека, можно многое узнать о нем самом.

Как слова характеризуют человека

«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.

«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, тех, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово.

«Сами понимаете» – это классический пример «маленького» человека, робкого и постоянно перед всеми извиняющегося.

«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко, но пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

«Практически» очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями.

«Вообще-то» – словечко людей, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

Употребление слов-сорняков в художественной литературе

Например, в рассказе И.С.Тургенева "Муму" дворецкий Гаврила говорит: " Всё же он, так сказать, на что-нибудь может быть потребен ... Ну, посмотри на себя, ну, посмотри… ну, на кого ты похож?.. Ну, ну, ну кричал Гаврила со двора, смотри у меня, смотри! "

Другим примером может быть речь деда из повести М. Горького "Детство": "То-то вот... Эх, вы-и... Ага-а!"; "Что-о, дура?! Ага-а! То-то вот... Эх, вы-и!"

А автор повести «Таня Гроттер» Дмитрий Емец вложил в уста своего героя Баб-Ягуна фразу, повторяемую каждый раз в затруднительных случаях: "Ох, мамочка моя, бабуся!" Эта фраза звучит как некий призыв о помощи, но при этом выглядит смешно и позволяет понять характер персонажа. Баб-Ягун это комический герой повести, неунывающий, умеющий превратить серьёзное и страшное в весёлое.

Во-первых, они дают время говорящему обдумать продолжение своей фразы. При построении фразы человек делает паузы, заполняя их бессмысленными словами. Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество сорняков увеличивается.

  • Во-вторых, они являются сигналом слушающему, что диалог продолжается и скоро будет получен ответ.

По мнению британских экспертов , по время публичных выступлений очень даже неплохо вставлять звуки вроде "м-м-м" или "э-э-э". Именно подобные, немного косноязычные речи, запоминаются слушателям лучше.

И всё же, чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм. Данное качество речи неразрывно связано с её правильностью. Cамым заметным для слушателей в устной речи является несоблюдение её чистоты. Интересно то, что «засоренность» речи у других замечают даже те, кто сам не соблюдает эти требования.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ МБОУ СОШ №2 г. Нижний Ломов

Хорошо, что с чужим языком ты знаком,

Но не будь во вражде со своим

языком!

С. Маршак

ПЕРВАЯ ГРУППА

ВТОРАЯ ГРУППА

Это гиперкоммуникабельные люди, которые из-за желания найти общий язык с собеседником начинают копировать его движения, мимику и, конечно же, манеру речи. К этой же категории относятся те, кто употребляет «модные» словечки. Они просто копируют манеру речи тех, кто, по их мнению, достоин уважения.

ТРЕТЬЯ ГРУППА

Это люди, редко прислушивающиеся к своей речи.

Одна группа слов употребляется пятиклассниками и шестиклассниками для эмоциональной окраски речи, например, « блин» или «чёрт».

Другие слова служат для замещения пауз: « ну», «вот», «это самое». Такие слова-сорняки учащиеся употребляют и во время ответа на уроке. Многие наши одноклассники имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть « э-э-э», «а-а-а» или « м-м-м ».

Часто также в школе звучат слова, которые служат для ускорения речи: « короче», «так сказать» и слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: « типа», «типа того», «как бы», «вроде того» .

На одном из уроков литературы в результате наблюдения было отмечено: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащиеся делали над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у» , пытаясь собраться с мыслями и сформулировать первую мысль.

А что знают сами ученики о таких словах и об особенностях их употребления?

2.2. Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов

Свобода почему-то лишила нас возможности говорить на человекообразном своем языке.

Н.С. Михалков

Мы решили провести социологический опрос среди учащихся 5-6 классов МБОУ СОШ №2 г. Нижний Ломов для исследования их речи. Нами были составлены и предложены две анкеты .

Всего в анкетировании принимали участие 157 школьников:

5 «А» класс- 24 ученика;

5 «Б» класс- 22 учащихся;

5 «К» класс- 28 учащихся;

6 «А» класс- 23 ученика;

6 «Б» класс- 22 учащихся;

6 «В» класс- 21 ученик;

6 «К» класс- 17 учащихся.







В этом анкетировании приняли участие 79 мальчиков 68 девочек.





Анкетирование учащихся 5-6 классов с целью

по гендерному признаку

Анализ полученных результатов


Есть только один путь заставить человека говорить грамотно – научить его любить свой язык.

Народная мудрость

Словесный мусор – бич современного общества в целом. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе.

Но главное условие успеха – воспитание любви к русскому языку. Язык народа – никогда не увядающий цветок. Оценивая любовь народа к родному языку, можно увидеть не только культуру человека, но и его гражданскую позицию. И любовь к Родине, Отчизне невозможно представить без родного языка. Ведь только через любовь к родному языку, к своему народу, его национальным традициям берет начало любовь к своему многонациональному Отечеству, уважение к культуре другого народа, рядом с которым живёшь и учишься.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ

Берегите наш язык, наш прекрасный

русский язык, этот клад, это достояние,

переданное нам нашими предшественниками.

И.С.Тургенев

При помощи наблюдения и анкетирования проанализированы наиболее употребляемые учащимися 5-6 классов МБОУ СОШ №2 г. Нижний Ломов слова-паразиты. К бесспорным лидерам среди них можно отнести слово «блин».


«Такскать» (так сказать) «Это» «А именно» «Например» «Это самое» «В принципе» «Типа» «Вот» «Понимаешь» «Короче говоря» «В натуре» «Блин» «Вообщем-то»


К.Г.Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса.… Нет таких звуков, красок и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Объект исследования – дети подросткового возраста (28 человек) из средней общеобразовательной школы , художественные произведения («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина, « Третий в пятом ряду» А.Алексина, «Петька Краснов рассказывает» В.Шукшина), телеведущая (Екатерина Андреева), журналисты программы «Новости» и депутаты Госдумы РФ, участники репортажей программы «Новости».


Анкетирование



Девочки (18 человек).


Мальчики (11 человек).

Наблюдение. Сравнительный анализ.


Аудиоисследование


Выводы по II главе.


Заключение. Подводя итоги проделанной работы, прихожу к выводу, что общая и словесна я культура в нашей стране снижается, а эстетический вкус носителей языка портится под влиянием тех перемен, что происходят в обществе.

«Средняя общеобразовательная школа № 65»

Исследовательский проект по русскому языку

МБОУ «СОШ № 65».

Выполнила:

Лисиенкова О.Е.,

учитель русского языка

и литературы

Кемерово, 2015

І. Введение__________________________________________________3 – 4

ІІ. Основная часть____________________________________________5 – 7

1.Теоретическое содержание исследования

    Определение термина

    Причины возникновения

5)Как слова характеризуют человека?

МБОУ «СОШ №65»________________________________________8-10

А) Анкетирование

4. Вывод__________________________________________________11

ІІІ. Заключение _________________________________________________11

Литература______________________________________________________14

Приложения_____________________________________________________15

Введение

«Ну вот, значит, так сказать, вот я пришёл, и сами понимаете, ну, э-э-э, м-м-м, вот, так сказать, я вот хочу вам сказать»

Объект исследования : речь учащихся МБОУ «СОШ № 65»

Задачи исследования :

Методы исследования : Метод теоретического исследования (синтез, анализ, сравнение и умозаключение)

Метод эмпирического исследования (изучение учебных литературоведческих материалов по теме исследовательской работы, наблюдение, сравнение, изучение, опросные методы: беседа, анкетирование, тестирование, метод изучения продуктов творческой деятельности (творческие работы учащихся – сочинения, изложения)

Проблемные вопросы:

    Основополагающий вопрос:

Исходные данные: основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи

II . Основная часть

1.Теоретическое содержание исследовательского проекта

1).Определение термина

Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.

В литературе встречаются разные термины: «незнаменательная лексика», лишние слова», «пустые частицы», «слова-сорняки»

2).Причины возникновения

Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.

    Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово):

    Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

    Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

    Мода на некоторые слова

буквально

как говорится

собственно говоря

видишь / видите (ли)

как сказать

в некотором роде

можешь/ете вообразить

так сказать

в общем (-то)

можешь/ете представить

вообще (-то)

на самом деле

типа того

в принципе

в самом деле

все такое

дело в том, что...

ёшкин кот

понимаешь

это самое / эт самое

знаешь / знаете (ли)

послушай

я имею ввиду

«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.

Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.

«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.

«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.

«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.

«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.

«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

«Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.

В анкетировании и устном опросе принимали участие 75 учащихся 5-7 классов МБОУ «СОШ № 65» (Приложение №1)

Из них самые распространенные «ну (65%), «вот» (55%), «короче» (47,5%).

употребляемые учащимися нашей школы

Короче – 47,5%

Ваще – 30%

Как бы – 27,5%

Типа – 25%

Это самое – 12,%

Резкость, желание быстрее закончить речь

Короче, дело было так...

Неуверенность в том, что говорит; приблизительность

Мы уже как бы читали эту книгу

Желание выделиться

Заменитель паузы

Типа, ты кто такой?

Пауза во время говорения или употребления каких-то слов

Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений ...

Уверенность в своих словах

Так всё и было, факт.

Как его, ну как его, как это

Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить

Динозавры... как его... в процессе эволюции... как это... вымерли .

Понимаешь, понимаешь ли

Обращение к собеседнику при желании подтвердить свои слова

Я, понимаешь, иду, слышу крики, обернулся, понимаешь, а там...

Вообще, ваще!

Лёгкое возмущение

Итог речи

Идёшь в школу? - Ну ты, ваще!

Вообще, я сначала хотел…

    Читай хорошую литературу;

    Усиль самоконтроль за своей и чужой речью;

    Наказывай себя штрафом;

    Практикуй выступления перед аудиторией;

    Повышай самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.

    Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.

4. Вывод

изучила лингвистическую литературу по теме исследования,

5) Составила презентацию

Данная исследовательский проект может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. «Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», - писал И.С. Тургенев

IV . Литература

2. Ильяш М. И. Основы культуры речи. Киев/М.И. Ильяш. - Одесса, 1984.-254 с.

4.Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»/С.И. Ожегов. – М, 2004.

5. Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: Учеб. пособие./Ю.В. Фоменко. - Новосибирск, 1994. - 189 с.

6. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:

    http://www.philology.ru

    http://www.planetashkol.ru/articles/22711/

Приложение 1

3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?

6.Какие способы борьбы Вы можете предложить?

Приложение 2

Приложение 3


«Средняя общеобразовательная школа № 65»

Исследовательский проект по русскому языку

МБОУ «СОШ № 65».

Выполнила:

Лисиенкова О.Е.,

учитель русского языка

и литературы

Кемерово, 2015

І. Введение__________________________________________________3 – 4

ІІ. Основная часть____________________________________________5 – 7

1.Теоретическое содержание исследования

    Определение термина

    Причины возникновения

5)Как слова характеризуют человека?

МБОУ «СОШ №65»________________________________________8-10

А) Анкетирование

4. Вывод__________________________________________________11

ІІІ. Заключение _________________________________________________11

Литература______________________________________________________14

Приложения_____________________________________________________15

Введение

«Ну вот, значит, так сказать, вот я пришёл, и сами понимаете, ну, э-э-э, м-м-м, вот, так сказать, я вот хочу вам сказать»

Объект исследования : речь учащихся МБОУ «СОШ № 65»

Задачи исследования :

Методы исследования : Метод теоретического исследования (синтез, анализ, сравнение и умозаключение)

Метод эмпирического исследования (изучение учебных литературоведческих материалов по теме исследовательской работы, наблюдение, сравнение, изучение, опросные методы: беседа, анкетирование, тестирование, метод изучения продуктов творческой деятельности (творческие работы учащихся – сочинения, изложения)

Проблемные вопросы:

    Основополагающий вопрос:

Исходные данные: основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи

II . Основная часть

1.Теоретическое содержание исследовательского проекта

1).Определение термина

Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.

В литературе встречаются разные термины: «незнаменательная лексика», лишние слова», «пустые частицы», «слова-сорняки»

2).Причины возникновения

Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.

    Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово):

    Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

    Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

    Мода на некоторые слова

буквально

как говорится

собственно говоря

видишь / видите (ли)

как сказать

в некотором роде

можешь/ете вообразить

так сказать

в общем (-то)

можешь/ете представить

вообще (-то)

на самом деле

типа того

в принципе

в самом деле

все такое

дело в том, что...

ёшкин кот

понимаешь

это самое / эт самое

знаешь / знаете (ли)

послушай

я имею ввиду

«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.

Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.

«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.

«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.

«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.

«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.

«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

«Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.

В анкетировании и устном опросе принимали участие 75 учащихся 5-7 классов МБОУ «СОШ № 65» (Приложение №1)

Из них самые распространенные «ну (65%), «вот» (55%), «короче» (47,5%).

употребляемые учащимися нашей школы

Короче – 47,5%

Ваще – 30%

Как бы – 27,5%

Типа – 25%

Это самое – 12,%

Резкость, желание быстрее закончить речь

Короче, дело было так...

Неуверенность в том, что говорит; приблизительность

Мы уже как бы читали эту книгу

Желание выделиться

Заменитель паузы

Типа, ты кто такой?

Пауза во время говорения или употребления каких-то слов

Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений ...

Уверенность в своих словах

Так всё и было, факт.

Как его, ну как его, как это

Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить

Динозавры... как его... в процессе эволюции... как это... вымерли .

Понимаешь, понимаешь ли

Обращение к собеседнику при желании подтвердить свои слова

Я, понимаешь, иду, слышу крики, обернулся, понимаешь, а там...

Вообще, ваще!

Лёгкое возмущение

Итог речи

Идёшь в школу? - Ну ты, ваще!

Вообще, я сначала хотел…

    Читай хорошую литературу;

    Усиль самоконтроль за своей и чужой речью;

    Наказывай себя штрафом;

    Практикуй выступления перед аудиторией;

    Повышай самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.

    Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.

4. Вывод

изучила лингвистическую литературу по теме исследования,

5) Составила презентацию

Данная исследовательский проект может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. «Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», - писал И.С. Тургенев

IV . Литература

2. Ильяш М. И. Основы культуры речи. Киев/М.И. Ильяш. - Одесса, 1984.-254 с.

4.Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»/С.И. Ожегов. – М, 2004.

5. Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: Учеб. пособие./Ю.В. Фоменко. - Новосибирск, 1994. - 189 с.

6. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:

    http://www.philology.ru

    http://www.planetashkol.ru/articles/22711/

Приложение 1

3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?

6.Какие способы борьбы Вы можете предложить?

Приложение 2

Приложение 3


Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках нас знакомят с нормами литературного языка, объясняя правила употребления русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Сегодня все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Отчего это зависит? Как с этим бороться?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

Исследовательская работа

Выполнил:

Некрылов Александр,

обучающийся 5 «Б» класса

Руководитель:

Мушта Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы

Бутурлиновка 2017

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Теоретические основы изучения слов, засоряющих речь………...…..6

Заключение…………………………………………………………………....….13

Список использованной литературы…..………………………..……….……..14

Приложение………………………………………………………………………15

Язык народа и богат и точен,

Но есть, увы, неточные слова,

Они растут, как сорная трава

У плохо перепаханных обочин.

Рыленков Н.

Введение

Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках нас знакомят с нормами литературного языка, объясняя правила употребления русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Сегодня все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Отчего это зависит? Как с этим бороться?

Цель исследования: привлечение внимания школьников к своей речи; определение причины употребления слов «сорняков».

Объект исследования : речь учащихся

Методы исследования:

Работа проводилась в несколько этапов:

  1. Изучения литературы по теме исследования
  2. Наблюдение за речью учащихся на уроке и вне уроков, в неформальной обстановке
  3. Анкетирование

Глава 1. Теоретические основы изучения слов, засоряющих речь

Родной язык - не просто набор слов и фраз, не только свод грамматичес - ких правил. Это образ жизни, воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем… Это еще и музыка, источник, золотой ключик к пониманию истории, народной мудрости.

Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.

1. недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);

2. намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

3. быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

4. мода на некоторые слова.

Наблюдения за речью окружающих позволили классифицировать слова данной категории по разным признакам.

«Сами понимаете» - это классический пример человека робкого и постоянно перед всеми извиняющегося.

«Короче» – человек не расположен к общению , он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» достигается обратный эффект.

«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых , кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово.

Среди школьников в ходу словечко «как бы». Оно означает условность, неуверенность в том, что говорит; приблизительность. Некоторые школьники так и живут – «как бы пойдем, а как бы и не пойдем»; «как бы будем, а как бы и не будем». Такие люди не обременены ответственностью, это сказывается и на их речи.

Мы приводим еще несколько примеров, как слова-сорняки могут рассказать о натуре человека, характере, сущности мышления и видения мира.

«Типа» - Желание выделиться. Заменитель паузы

«Чё» - Вопрос – недоумение.

«Щас» - Нежелание что-либо делать.

«Это» - Пауза во время говорения или употребления каких-то слов.

«Вообще, ваще!» - Лёгкое возмущение.

Если вместо каких-то слов произносится «как его, ну как его, как это» -это попытка что-то вспомнить.

Глава 2. Проведение исследования по употреблению

В анкетировании принимали участие 27 учащихся 5 «Б» класса.

Результаты анкетирования были следующими:

Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, а вместе с ней и культуры речи.

Заключение

Мы уверены, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

Народная мудрость гласит: Есть только один путь заставить человека говорить грамотно – научить его любить свой язык.

Так давайте беречь и любить наш великий русский могучий язык!

Список используемой литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Ну, короче, блин, щас, типа, как бы, значит, это самое, а-а-а, чёрт, как его…

Другие _________________________________________________________

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Дневник наблюдений за речью обучающихся 5 «Б» класса

№ п/п

ФИО

ПОН

ВТ

СР

ЧЕТ

ПЯТ

СУБ

ПЕРЕМЕНА

Алиев Д

Белячков К.

Бережной И.

Богатырев Т.

Бражникова Е.

Буронов Я.

Вышкварка А.

Дерябина В.

Дорохина М.

Дроботенко В.

Иконникова И.

Кончакова А.

Коржова М.

Лавриченко Т.

Ламтева А.

Макухин В.

Милютина Е.

Некрылов А.

Пономарев Р.

Соломатин А.

Субочев А.

Тищук В.

Толибжонова Ж.

Чернов Е.

Четвериков А.

Чибилюткин Н.

Чумак А.

Памятка 10